мой реферат на эту тему...может, кому нить интересно..
Учебная деятельность – чрезвычайно трудоемка, сопровождаема громадными физическими и психическими нагрузками. До 96% выпускников школ имеют какие-то нарушения здоровья.  Снижается общая и иммунная сопротивляемость организма, возникает болезнь (или обостряется уже имеющаяся).  Чаще всего страдают дети с низкими показателями физического развития , с недостаточной или избыточной массой тела, а так же ученики с плохой успеваемостью.
Влияние школьных нагрузок на организм учащихся может быть как прямым, так и опосредованным - воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка. Именно высокий уровень нервно-псхического напряжения - школьный стресс - служит причиной столь негативного влияния обучения на здоровье.
Стресс, или общий адаптационный синдром – это совокупность приспособительных реакций организма при действии какого-либо чрезвычайного фактора, который угрожает нормальной жизнедеятельности. Это - важное, полезное и необходимое свойство организма, обеспечивающее приспособление к разнообразным условиям внешней среды и, следовательно, повышение жизнеспособности. Однако адаптация человека к различным условиям не является безграничной. При длительном действии вызвавшего стресс фактора или когда стрессы частые и мощные, организм не расслабляется, возникает перенапряжение адаптационных систем, следствием чего является истощение жизненных сил, резкое снижение сопротивляемости, нарушение деятельности организма, часто сопровождающиеся неадекватным поведением.

Как защититься от стресса?
Движение, как основная функция нашего тела, связана с психикой.  Следовательно, используя механизм обратной связи, с помощью двигательной активности, мы можем воздействовать на нашу психику. Методы саморегуляции собственного состояния, в сущности, и сводятся к овладению способностью воздействовать на внутренний мир через управление соматическими  процессами.  Полезно с юных лет овладевать подобным методом снятия напряжения.
Простейшие навыки аутотренинга, в основе которых лежит эффекты самогипноза, помогают ученикам быстро нормализовать свое состояние, восстановить уровень работоспособности. Важно научится расслаблять мышцы, добиваясь внешнего выражения положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности, на фоне которого и производится самовнушение. Аутогенная тренировка – активный метод психопрофилактики, уменьшающий эмоциональное напряжение.
Как прием профилактики и борьбы со стрессом можно порекомендовать несложный метод саморегуляции – оздоровительную паузу. ЕЕ можно проводить во второй половине учебного дня, когда становятся заметными признаки утомления: в выражении лица(напряженное, со складкой между бровями, с опущенными уголками губ, глаз, с усталым взглядом и запавшими щеками), в нарушении осанки(с трудом сохраняется равновесие на одной ноге или с закрытыми глазами). Для коррекции такого состояния необходимо прежде всего улыбнуться, расслабиться, снять напряжение с лица, а так же выправить осанку.
Приемом саморегуляции служат динамические и статические физические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног; стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия . 
Для глубокой релаксации полезны дыхательные упражнения: в течении 1-2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание.
Завершить оздоровительную паузу стоит в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления: лес, море, любимые и близкие люди.
При недостатке времени можно проводить блиц-самомассаж, позволяющий за 1-2 минуты избавиться от накопившейся усталости. Его сущность заключается в стимуляции биологически активных точек (см. акпунктура без игл). Заканчивая самомассаж, человек должен почувствовать приятную теплоту – все системы организма оптимально активированы. Такие упражнения полезно проводить не только учащимся, но и преподавателям.

«Акупунктура без игл»
1) Потереть друг о друга ладони и пальцы рук в течении 5 секунд.
2) Затем быстро растереть разогретыми пальцами щеки вверх и вниз(5 секунд)
3) Часто постучать кончиками пальцев барабанной дробью по макушке головы(5 секунд)
4) Сжать руку в расслабленный кулак, энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья по 3 раза на каждой руке.
5) Осторожно надавить на щитовидную железу большим и указательным пальцами 3 раза.
6) Найти пульсацию сонной артерии и осторожно нажать, считая до пяти. Освободить. Дышать глубоко. Снова нажать. Повторить с другой стороны шеи.
7) Большим пальцем нащупать впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажать, сосчитав до трех, отпустить. Повторить 3 раза.
8 ) Массаж рефлекторных зон ног: а) сжать кончик большого пальца, затем подушеску большого пальца – отметить болезненную точку, растереть ее до исчезновения боли.       б) плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить, отпустить -  повторить 3 раза на каждой ноге. в) быстро потереть верх ступни рукой (или пяткой другой ноги)
9) Раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Важно воспитывать у детей активное, деятельное, оптимистическое отношение к миру и ко всему, что в нем происходит. Ведь причинной стресса являются не какие-либо события сами по себе, а их отражение в нашем сознании.
Учиться управлять своей психикой необходимо, ведь от событий в жизни не отгородиться.
У школьников обычно есть склонность преувеличивать свои недостатки и неудачи(так же как и достижения и достоинства), очень важно научить их относиться к поражениям с юмором  и радоваться победам.
Важнейший фактор профилактики и борьбы со стрессом – рационально образованный режим труда и отдыха. Беспорядочная, неорганизованная жизнь сама по себе является стрессовым фактором для организма, вызывает дисбаланс жизненных функций – десинхроноз (конфликт со временем). Он и причина, и постоянный спутник болезненных процессов. Если же произойдет полное рассогласование многих биологических ритмов (асинхроноз), то поддержание жизнелеятельности становится просто невозможным.
Растущий и развивающийся организм, в отличии от взрослого,  более подвержен десинхронзу. Поэтому для школьников так важно соблюдение режима дня, умение правильно чередовать моменты активности и покоя, разумно строить свою жизнь.
Особое внимание стоит уделять сну, приготовлению домашних заданий и пребыванию на свежем воздухе.